Ментальная арифметика

Ментальная арифметика готовит классных кассиров-контролёров. Система Трахтенберга – гениев.

Ментальная арифметика — очень модная штука.

Правда, пик её популярности постепенно снижается и, думаю, через какое-то время о ней будут вспоминать так же, как сейчас о пресловутых языковых методах Илоны Давыдовой. Собственно, так происходит со всеми дутыми феноменами.

На что обращаем внимание в первую очередь. На очень агрессивную и навязчивую рекламу. Но как гласит старинная поговорка» «Абяцанки, цацанки – дурню радасць». Это по-белорусски, но, думаю, смысл вы уловили. Прежде, чем пройтись по всем этим мифам, малость о том, что это такое.

Это всего лишь научение быстрому счёту как бы в уме с помощью японских счёт соробан. Сначала занимающегося учат считать на «живом» соробане, а потом без оного через мысленное представление соробана и движения пальчиками как бы на «живом» соробане.

Я наблюдал по ТВ школьника, которому давали умножать многозначные числа. Кстати, делению там не учат. Мальчик закрыл глаза, пошевелил пальчиками и выдал результат.

В общем, занимающихся просто дрессируют, натаскивают и не более того. Окончательно во вреде ментальной арифметики меня убедил трюк, который в отчаянной борьбе за деньги (кстати, немалые) клиентов начали активно пропагандировать. Занимающийся считает в уме и при этом, скажем, читает стихотворение или поёт песенку. Тот, кто более-менее знаком с психологией, скажет, что это высший класс дрессуры, чистая механика и к развитию отношения не имеет. Да и вообще, вам куда – в цирк, на передачу к Галкину или в жизнь с необходимостью мыслить, решать проблемы и задачи?

Итак, пройдёмся по рекламным обещаниям.

Чего обещают.

  • Развитие всех видов мышления. Это с какого перепугу? С какой стати обучение практически механическим действиям будет развивать мышление? К тому же насчёт развития мышления никаких исследований и доказательств нет. Хотя нет. Есть одно. Калифорнийского департамента психологии тамошнего университета. Большая репрезентативная выборка и полное отсутствие преимуществ в развитии интеллекта у контрольных групп, одна из которых занималась ментальной арифметикой.
  • Работа с большими объёмами информации. Каким образом тут поможет счёт на соробане? Тут другие методы применять следует, но не об этом речь.
  • Творческие способности. Вот тут всё с точностью до наоборот. Однообразные движения пальцами никак творчеству не помогут. Более того, творчество заменяется перебором вариантов, а это не одно и то же.

Пример. Вёл занятия у школьников и предложил решить одну задачу, несложную, но требующую творческого подхода и хоть каких-то размышлений. Обычные школьники справились, кто как. Но они думали, как решить задачу.

Кстати, задача такая. Есть 300 элементов пазла. Картинки нет. Первый вопрос – как начать собрать? Соробонята молчали, обычные пришли к выводу, что надо найти крайние элементы, то есть элементы, из которых состоит рамка. Но надо их найти все. А потом уже строить остальное.

Второй вопрос. А сколько их? И вот тут понеслась. Соробонята просто начали считать и выдавать результаты арифметически точные, но тупые. Делали это быстро-быстро. Тупые – в смысле нереальные. Обычные ребята справились не все. Но они хоть думали. К моей радости, несколько человек справились с заданием.

Теперь о том, что не пишут в рекламе.

  • Достаточно дорогое обучение, и длится два-три года. Не все, чтобы там не уверяли ментальные арифметики, способны овладеть программой. И не потому, что нет способностей, а потому, что скучно и уныло.

Вот пример разъяснения из программы ментальной арифметики.

«Для того, чтобы умножить 23 на 47, необходимо, сначала взять правую цифру множимого (3) и умножить на крайнюю левую цифру множимого 3×4=12. Число 12 откладываем слева от множимого, затем эту же цифру множимого умножаем на следующую слева направо цифру множителя 3×7=21, получившееся число 21 прибавляем к результату, но уже сдвинув вправо на один разряд…». Как, мозг не поплыл?

И ещё пример из практики. Когда надо что-то умножить, соробонята с их движением пальцами впереди. Но когда надо решить уравнение – стопор. А если задача дана в текстовом виде, то перевести её на язык математики – уже ступор.

Пишут, что ментальная арифметика развивает логику. Никакой логики она не развивает, а только натаскивает на счёт.

И последний козырь. Отзывы. Куча восторженных отзывов! Но, во-первых, сами представители всяких центров ментальной арифметики особо и не скрывают, что отзывы в основном покупные.

Во-вторых, срабатывает психологический закон отрицания «я не лох». Родитель отдал дитятко на ментальную арифметику. Сам почуял, что приличные деньги просто выбросил. Но сознаться, что он лоханулся, он не может. И занимается самоутешением, что это очень полезно. И продолжает платить.

Между тем, счёт в уме действительно мощное развивающее средство. Но именно счёт в уме, а не на соробане.   

И в пику ментальной арифметике сравним её с системой счета по системе Якова Трахтенберга.

На мой взгляд, главное отличие состоит в том, что человек получает результат, то есть начинает считать сразу после первого занятия.

Далее. Система Трахтенберга очень проста и красива. И её-то уж точно освоит любой.

Очень важным моментом является то, что в ментальной арифметике занимающихся сразу грузят большими числами. Между тем, академик Выготский говорил, что «задача, предложенная ребёнку, должна быть ему по силам». Если задача слишком сложная или, наоборот, слишком простая, то мотивации к занятиям не будет. К взрослым это тоже относится.

А система Трахтенберга позволяет очень хорошо регулировать этот параметр.

В системе Трахтенберга одни и те же задания можно решать разными способами. И выбор способа тренирует как раз и мышление, и логику.

И, само собой, система Трахтенберга тренирует и память, и концентрацию внимания.

Я мог бы ещё много чело написать на эту тему, но просто приведу мнение, которое сформировалось и у меня, и у многих педагогов, и у многих математиков.

Ментальная арифметика в лучшем случае бесполезна. В худшем – просто вредна.

В конце концов, приведу весьма удачную метафору одного хорошего преподавателя математики.

«Можно дельфина научить крутить мяч на носу, но поможет ли это ему ловить рыбу?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *